Лекции 2014

Лекция №1. Введение в UX-дизайн

Основа UX-дизайна: проектирование человеко-машинного интерфейса (фундаментальная основа) и дизайн потребительских продуктов (прикладная основа). Понятие User Experience и определение юзабилити (ISO 9241-210, Human Centered Design). Цифровой продукт и команда, которая его производит. Список литературы.

Показать слайды к лекции №1

Лекция №2. Что проектирует UX-дизайнер

Расширенное понятие интерфейса взаимодействия человека с цифровым продуктом. Особенности проектирования интерфейса на разных уровнях взаимодействия. Способности, потребности, жизненный контекст и сценарии взаимодействия.

Показать слайды к лекции №2

Лекция №3. Что требуется для проектирования

«Табуретка Д. Нормана», или азы создания успешного цифрового продукта. Обобщённый вид артефактов «Пользователь», «Бизнес», «Технологии». Жизненный цикл проектирования согласно стандарту ISO 9241-210 Human Centered Design. Источники и методы сбора данных (UX Research, UX Test).

Показать слайды к лекции №3

Лекция №4. Анализ деятельности и задач пользователя

Азы теории деятельности А. Н. Леонтьева. Классические методы анализа задач: «иерархический анализ задач» (hierarchical task analysis), «анализ знаний о деятельности» (knowledge-based techniques), «анализ взаимосвязей сущностей деятельности» (entity-relation-based techniques).

Показать слайды к лекции №4

Лекция №5. Контекстные сценарии и их связь с проектированием концепции интерфейса

Роль и виды историй в UX. Истории этапа анализа (контекстные сценарии), истории этапа дизайна (дизайн-сценарии), истории этапа оценки (сценарии для юзабилити-тестирования или экспертной оценки). Понятие концепции интерфейса и её составляющие. Примеры разнообразных вариантов представления концепции взаимодействия пользователя с цифровым продуктом.

Показать слайды к лекции №5

Лекция №6. Что такое прототип графического интерфейса продукта

Виды интерфейсов цифровых продуктов. Графический интерфейс. Многоуровневая модель графического интерфейса: от физического контейнера до графических примитивов.
Понятие паттерна в UI/UX. Виды UI/UX-паттернов. Типовые «топологии» экранов и их примеры.
Объекты графического интерфейса: информационные и функциональные. Примеры объектов интерфейса. Виды состояний объектов интерфейса: состояния по визуальному представлению и состояния по обратной связи. Примеры объектов интерфейса. Паттерны компоновки объектов интерфейса. Графические примитивы.

Показать слайды к лекции №6

Лекция №7. Информационная архитектура графического интерфейса

Понятие информационной архитектуры и определение по Л. Розенфельду и П. Морвилю. Составляющие информационной архитектуры: системы организации контента, системы именования контента, системы навигации и системы поиска. Примеры.

Показать слайды к лекции №7

Лекция №8. Концептуальные принципы проектирования

Понятие состояния потока по М. Чиксентмихай. Принципы проектирования Д. Нормана. Эвристики Я. Нильсена. Поведенческие паттерны Дж. Тидвелл. Основы компоновки экрана и паттерны.

Показать слайды к лекции №8

Лекция №9. Концепция и прототип интерфейса

Базовые артефакты: дизайн-сценарии, эскизы, схема информационной архитектуры, объектная модель интерфейса. Информационная архитектура в нотации Дж. Дж. Гарретта. Примеры.

Показать слайды к лекции №9

Иллюстрации к практическим занятиям 2014

1. Анализ потребности заказчика

Бизнес-идея цифрового продукта. Бизнес-модель в нотации BMC (Business Model Canvas). Модель предметной области c точки зрения эксперта (представителя заказчика).

2. Портрет пользователя

Три персонажа в нотации карты эмпатии (Persona: Empathy Map).

3. Структура деятельности пользователя

Иерархическая структура деятельности для каждого персонажа в нотации HTA (Hierarchical Task Analysis).

4. Анализ контекста использования цифрового продукта пользователем

Контекстные сценарии для каждого персонажа (Context Scenarios).

5. Концепция взаимодействия пользователя с цифровым продуктом

Фрагменты трёх концепций. Матрица с критериями для выбора итоговой концепции.

Лекции 2012

Лекция №1.

Введение в человеко-центрированный подход.
[слайды PDF, PPTX]

Лекция №2.

Исследование пользователей и предметной области. Часть 1.
[слайды PDF, PPTX]

Лекция №3.

Исследование пользователей и предметной области. Часть 2.
[слайды PDF, PPTX]

Лекция №4.

Моделирование пользователей и контекстов использования. Часть 1.
[слайды PDF, PPTX]

Лекция №5.

Моделирование пользователей и контекстов использования. Часть 1.
[слайды PDF, PPTX]

Лекция №6.

Концептуальное проектирование. Часть 1.
[слайды PDF, PPTX]

Лекция №7.

Концептуальное проектирование. Часть 2.
[слайды PDF, PPTX]

Лекция №8.

Концептуальное проектирование. Часть 3.
[слайды PDF, PPTX]

Лекция №9.

Принципы и шаблоны проектирования взаимодействия. Часть 1.
[слайды PDF, PPTX]

Лекция №10.

Принципы и шаблоны проектирования взаимодействия. Часть 2.
[слайды PDF, PPTX]

Лекция №11.

Принципы и шаблоны проектирования взаимодействия. Часть 3.
[слайды PDF, PPTX]

Лекция №12.

Оценка проектного решения. Часть 1.
[слайды PDF, PPTX]

Лекция №13.

Оценка проектного решения. Часть 2.
[слайды PDF, PPTX]

Лекция №14.

Оценка проектного решения. Часть 3.
[слайды PDF, PPTX]

Практические занятия

Лабораторная работа №1.

Исследование и моделирование пользователей и контекстов использования. Максимум 30 баллов.

Лабораторная работа №2.

Концептуальное проектирование. Максимум 30 баллов.

Лабораторная работа №3.

Оценка проектного решения. Максимум 25 баллов.

Лабораторная работа №4.

Презентация и обсуждение результатов проектирования. Максимум 15 баллов.